ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Согласно определению системы ТЭ ВС и решаемым в этой системе задачам обеспечения надежной, безопасной и эффективной эксплуатации ВС, основные составные части системы, ТЭ, за исключениями собственно ВС, входящего в эту систему, обеспечивают функционирование системы ТЭ в целом посредством инженерного обеспечения процессов технической эксплуатации необходимыми техническими средствами, а именно: документацией, оборудованием, запчастями, технологическими средствами ТОиР, а также исполнителями и информацией, необходимой для организации и управления процессами в системе технической эксплуатации ВС.
Таким образом, при формировании системы ТЭ ВС состав, организация и процессы инженерно-технического обеспечения эксплуатации ВС в системе ТЭ определяют эффективность реализации эксплуатационно-технических характеристик ВС в процессе технической эксплуатации ВС в ожидаемых условиях с ожидаемыми результатами.
Поставщик ВС должен предлагать эксплуатанту такие формы организации технического сотрудничества на период после поставки ВС, которые заведомо обеспечивают реализацию эксплуатантом заявленных поставщиком эксплуатационно-технических качеств ВС, в том числе и ЭТХ данного типа ВС, включая экономичность и безопасность эксплуатации.
Эксплуатант вправе по согласованию с поставщиком ВС применять свои процедуры инженерно-технического обеспечения (ИТО) эксплуатации ВС, которые не противоречат действующей на тип ВС эксплуатационно-технической документации и общим нормативным документам отрасли ГА.
Зарубежный и отечественный опыт формирования систем ТЭ ВС, включая основные принципы инженерно-технического и материального обеспечения в системе ТЭ, отработанные на перспективных типах отечественных ВС, таких как Ту-204, Ту-334, Бе-200 и др., позволяет определить общие положения ИТО в системе ТЭ ВС как сочетание следующих тем, необходимых для организации и выполнения ТОиР ВС в процессе технической эксплуатации ВС, включая рекомендуемые формы документального, материального и технического обеспечения в системе ТЭ данного типа ВС и расчетные нормы и условия такого обеспечения.
В общем случае ИТО может включать следующие темы (рис. 8.1):
■ обязательства поставщика и эксплуатанта;
|
|
■ обеспечение эксплуатанта документацией для ТОиР;
■ обеспечение эксплуатанта средствами наземного обслуживания (СНО) и контрольно-проверочной аппаратурой (КПА) для ТОиР;
■ сведения о нормах расхода запчастей и оборудования на эксплуатацию ВС;
■ подготовка специалистов для ТОиР;
■ организационные формы обеспечения ИТО.
Примерное содержание указанных тем для современных типов ВС ГА рассмотрено ниже.
8.1. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
Данный раздел ИТО включает сведения об обязательствах поставщика, разработчика, изготовителя и эксплуатанта, порядок их взаимоотношений по обеспечению технической эксплуатации ВС данного типа с начала эксплуатации и до списания.
ЭТХ ВС в процессе эксплуатации обеспечиваются системой гарантийных и других взаимных обязательств поставщика, разработчика и эксплуатанта при условии выполнения эксплуатантом основных требований и положений эксплуатационной документации ВС, в том числе и программы ТОиР. Формирование указанных гарантий и обеспечение их в процессе эксплуатации ВС может предлагаться в соответствии с отечественной практикой реализации требований ТУ на поставку АТ и зарубежных требований, например спецификаций АТА (в частности АТА Spes. 200, 300, 400 по вопросам поставок КИ и МТО) и Руководстве АТА для поставщиков.
Указанное Руководство предлагает поставщику ВС, при участии эксплуатанта и по согласованию с ним, поддерживать следующие виды гарантий на АТ:
■ стандартная гарантия;
■ гарантия предельного ресурса (срока службы);
■ гарантия регулярности вылетов;
■ гарантия удельных объемов ТОиР;
■ гарантия предельных затрат на материалы и ЗИП;
■ послеремонтные гарантии.
Стандартная гарантия соответствует принятым в отечественной практике гарантийным обязательствам поставщика ВС в соответствии с действующими ТУ
на поставку.
Стандартная гарантия содержит условия:
а) изделия не должны иметь отказов и повреждений и отвечать требованиям ТУ поставки (договоров) в течение согласованного сторонами периода наработки (времени) в эксплуатации;
б) гарантированному устранению подлежат как отказы КИ, так и вызванные ими вторичные повреждения;
в) обязательные доработки (директивы летной годности) подлежат выполнению за счет поставщика и, при необходимости, с участием его специалистов;
г) период гарантии начинает исчисляться с момента изготовления ВС (КИ) или с начала его использования согласно документации на данное ВС и не может составлять менее величины до первого планового периодического ТО;
д) при выявлении и устранении в ходе гарантийного ремонта конструктивнопроизводственного недостатка, все изделия (КИ) данного типа должны быть заменены на доработанные;
е) при отказе КИ, эксплуатируемого по ресурсу в период гарантии, оно должно заменяться на новое, если отработало менее 50%, в противном случае отказавшие КИ подлежат восстановлению.
Типовые сроки стандартной гарантии обычно составляют не менее 3-5 тыс. летных часов, 3-5 лет эксплуатации ВС.
Гарантия назначенного ресурса (срока службы) и уровня надежности АТ определяет условия отработки назначенного ресурса и имеет своей целью обеспечить уровень долговечности основных силовых элементов планера ВС и КИ, удовлетворяющий эксплуатанта. Г арантия устанавливается в единицах наработки (срока службы), в течение которых технически возможно и экономически целесообразно эксплуатировать ВС в целом.
Смысл этой гарантии заключается в том, что в ее пределах затраты, связанные с отказами планера ВС и основных КИ, в период после окончания стандартной гарантии возмещаются поставщиком и эксплуатантом совместно на основе пропорционального разделения, в зависимости от этапа отработки назначенного ресурса. При этом все затраты, связанные с обоснованием возможностей и условий отработки назначенного ресурса (в том числе заданного ресурса до списания), несет поставщик, что обычно оговаривается в ТУ (договорах поставки).
Г арантия уровня надежности АТ также связана с поддержанием долговечности КИ. Она заключается в обязательствах поставщика обеспечивать своими силами замену отказавших КИ, если:
■ КИ эксплуатируются по ресурсу;
■ КИ установлена гарантированная величина наработки на отказ, приводящий к замене, и эта величина не подтверждается в процессе эксплуатации.
Г арантия послеремонтной надежности заключается в обязательстве продления первоначальной гарантии КИ, т. е. учета ее истечения, начиная с момента эксплуатации после внепланового ремонта КИ из-за отказа.
В зависимости от модификации и условий применения типов ВС, например, в пассажирском варианте поставщик ВС может дополнительно, по желанию эксплуатанта, установить гарантию регулярности вылетов, которая гарантирует заданный уровень исправности ВС в любой момент времени, кроме периодов, когда он находится на выполнении ТОиР.
Применительно ко всем видам гарантий обычно вводится ряд общих условий поставки АТ, касающийся организации поддержания долговечности КИ и условий их поставки, в том числе:
а) поставщик ВС и двигателей получает сертификаты качества от субпоставщиков КИ и заключает с ними соглашения о поддержании гарантий совместно. или поставщик ВС будет сам поддерживать обязательства поставщиков КИ по гарантиям на КИ;
б) поставщик ВС представляет эксплуатанту общее руководство по всем гарантиям на ВС и КИ и порядок их выполнения и контроля;
в) поставщики ВС и КИ могут позволять эксплуатанту устранять за счет поставщиков отказы и повреждения в период действия гарантий, если у него существует для этого аттестованная государством (национальными авиационными властями — САА) материально-техническая база, а технологии и оснастка отвечают требованиям эксплуатационной и ремонтной документации ВС или специальным инструкциям поставщиков;
г) поставщик разделяет с эксплуатантом затраты на устранение отказов и неисправностей, если конструкция создана с учетом устойчивости к таким повреждениям;
д) поставщики ВС и КИ могут проводить гарантийный ремонт КИ в сроки, меньшие сроков плановых форм ТОиР для данного КИ;
е) поставщик может позволить эксплуатанту передачу прав на гарантии третьей стороне в случае аренды, продажи или передачи АТ;
ж) поставщик возмещает трудозатраты на выполняемый силами эксплуатанта гарантийный ремонт по согласованным на текущий момент тарифам и затраты на материалы и запчасти по текущим ценам.
Для обеспечения гарантии назначенного ресурса в пределах заданного ресурса до списания поставщик (разработчик) ВС вводит систему дополнительных осмотров и доработок конструкции ВС с целью не «продления ресурса», а сохранения уже заявленного уровня долговечности, либо повышения техникоэкономической эффективности эксплуатации ВС по согласованию с эксплуатантом. В пределах гарантии эти работы финансируются совместно поставщиком и эксплуатантом ВС.
Затраты и работы, выполняемые эксплуатантом с целью продления ресурса, обычно входят в условия поставки ВС и включаются в расчеты показателей эффективности эксплуатации ВС в целом.
В случае выявления необходимости доработок из-за недостаточного уровня надежности конструкции или выявленных в процессе эксплуатации несоответствий сертификационному базису ВС и принятым условиям сертификации, все расходы по доработке конструкции должны нести поставщики ВС и КИ, если другое не определено условиями поставки.
В случае выполнения поставщиком ВС специальных программ осмотров и доработок конструкции экземпляра ВС с целью увеличения назначенного ресурса сверх заданного ресурса до списания и по заявке эксплуатанта эти работы полностью финансируются эксплуатантом данного экземпляра ВС или, по согласованию, и другими эксплуатантами данного типа ВС на долевом участии.
Поставщик ВС по согласованию с разработчиком (в России — разработчик ВС) вправе осуществлять выбор различных методов эксплуатации КИ, в том числе и «по состоянию», в их комплектации и компоновке на данном типе ВС в соответствии с эксплуатационной документацией. При этом гарантии уровня надежности КИ, установленные поставщиками КИ, обычно сохраняются, а ответственность за выполнение этих гарантий переходит на поставщика ВС.
Количественные значения гарантий, их состав и особенности применения и условия взаимодействия поставщика ВС и эксплуатанта устанавливаются в каждом конкретном случае в соответствии с ТУ (договорами поставки).
ВС в целом и основные КИ при установлении системы гарантий должны пройти сертификацию на соответствие требуемым нормам и правилам в соответствии с действующим в РФ законодательством или законодательством страны эксплуатанта (которые должны быть подтверждены или взаимно признаны).
Оформление сертификата продукции, подтверждение и взаимная ответственность сторон определяются в соответствии с законами страны поставщика ВС (иногда и страны-эксплуатанта ВС).
Взаимные права, обязательства и ответственность сторон за установленные гарантии, качественное и эффективное использование ВС обычно распределяются следующим образом:
1. Разработчик-изготовитель несет полную ответственность за обеспечение количественных показателей качества изделий АТ.
Определение соответствия создаваемых ВС, оборудования и приборов предъявляемым требованиям, решение вопроса о постановке их на серийное производство выполняются на основе результатов государственных испытаний опытных образцов изделия, проводимых по согласованным программе и методике и на основе заключений заказчика-потребителя и разработчика — изготовителя.
2. Предприятия-изготовители (поставщики) в плановом порядке обеспечивают создание условий для эффективной работы своих изделий у потребителя.
2.1. Изготовители ВС и КИ:
■ организуют эксплуатационную службу, обеспечивающую поставку потребителю изделий комплектных, в исправном и работоспособном состоянии и надлежащее обслуживание в гарантийный период;
■ при постановке изделия на серийное производство устанавливают по согласованию с потребителем требуемые виды, формы и методы технического обслуживания и ремонта выпускаемых изделий, оборудования и приборов, обеспечивают их нормативами расхода запасных частей и расхода средств на содержание изделий;
■ обеспечивают эксплуатационной, ремонтной и нормативно-технической документацией, а также образцами специального ремонтно-технологического оборудования и оснастки, которая требуется для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию;
■ выполняют по согласованию с потребителем или поручают посредникам осуществление капитального ремонта и наиболее сложных работ технического обслуживания и текущего ремонта сложной техники силами специализированных предприятий и организаций с учетом специфических потребностей специального и уникального оборудования, обычного стационарного оборудования, мобильных технических средств, приборов и автоматических устройств;
■ выполняют монтаж (установку, сборку и регулировку) изделия КИ на месте эксплуатации, пусконаладочные работы и комплексное обеспечение необходимой оснасткой, инструментом, а также обучение рабочих-операторов;
■ приступая к серийному изготовлению изделий и оборудования, изготовитель предполагает иметь базовое предприятие для выполнения сложных технических обслуживаний и ремонтов, предусмотренных ремонтной документацией, выполнение которых силами предприятий, эксплуатирующих технику, невозможно или экономически нецелесообразно;
■ обеспечивают потребителя ВС специальным оборудованием для ремонта и технического обслуживания ВС и КИ;
2.2. Уточненные показатели обеспечения качества и надежности выпускаемых изделий определяются отраслевыми службам эксплуатации изготовителей. Для этого изготовители:
■ организуют сбор, обработку и хранение информации о качестве (надежности, экономичности, технологичности и т. п.) работы своих изделий в реальных условиях эксплуатации;
■ создают материально-техническую базу испытания изделий и их составных частей;
■ разрабатывают и реализуют методы ускоренных испытаний изделий и составных частей с применением новейших средств, в том числе диагностирования, тензометрии, виброметрии, хрупких лаков И Т. Д., позволяющих объективно оценивать значения показателей качества изделий, подлежащих постановке на серийное производство.
2.3. Изготовители ВС, КИ и оборудования совместно с потребителем обеспечивают нормирование расхода запасных частей, организуют производство их и обеспечение запасными частями потребителей в течение всего срока эксплуатации изделий.
Запасные части к ВС, КИ, оборудованию и приборам, как правило, изготавливаются на специализированных подразделениях изготовителя или в отдельных случаях на других предприятиях, однако надзор и ответственность за их качество и удовлетворение потребности в них несет изготовитель ВС или КИ (оборудования).
Производитель ВС, КИ и оборудования организует сам или через посредников доставку запасных частей потребителю через сеть региональных складов или каким-либо другим способом по согласованию.
3. Предприятия и объединения — потребители изделий АТ несут полную ответственность за эффективное использование и обеспечение установленных сроков службы ВС, КИ, оборудования и приборов, для чего:
3.1. Обосновывают требования по количественным показателям качества новых изделий, оборудования и приборов, подлежащих конструированию и изготовлению, контролируют выполнение требований, участвуют в испытаниях, решении вопросов о серийном производстве и приемке машин, оборудования и приборов.
Разрабатывают прогрессивную технологию, нормативно-техническую документацию и передовые методы организации эксплуатации АТ с помощью средств и оборудования, получаемых от изготовителя.
Разрабатывают систему средств и оборудования для отрасли ГА, определяют потребность отдельных предприятий в машинах и оборудовании, осуществляют эффективную эксплуатацию каждого ВС, КИ, оборудования в соответствии с действующими у потребителя нормативами в интересах каждого предприятия, объединения.
Обеспечивают использование ВС, КИ и оборудования в строгом соответствии с требованиями эксплуатационной и ремонтно-технологической документации в части условий и режимов эксплуатации (летной и технической).
3.2. Организуют неукоснительное выполнение правил технического обслуживания, хранения и ремонта ВС, КИ и оборудования для обеспечения их высокой готовности, безотказности, долговечности, сохраняемости при оптимальных затратах труда, материалов, запасных частей и денежных средств.
Создают необходимые условия эффективной технической эксплуатации ВС, КИ и оборудования — эксплуатационную (ремонтную) службу со всеми подразделениями по согласованию с производителем ВС, КИ и оборудования и с учетом их специфических особенностей, участвуют в разработке норм расхода запасных частей на эксплуатацию ВС, КИ и оборудования, для чего совместно с поставщиком (разработчиком) ВС и оборудования используют системы сбора и обработки статистической информации об эксплуатации ВС и оборудования.
Разрабатывают нормы амортизации и сроки службы ВС и оборудования, правила их списания и представляют их на утверждение в установленном порядке с участием изготовителей и с учетом экономических интересов предприятий, эксплуатирующих технику.
3.3. Разрабатывают совместно с изготовителями и отраслью ГА оптимальную систему эксплуатации ВС и оборудования, определяют потребность в трудовых, материальных и финансовых ресурсах на выполнение требуемых объемов ремонтно-обслуживающих работ, в том числе:
а) положения и нормативы, определяющие потребность парка ВС в работах ТОиР и их технико-экономические характеристики:
■ состав (структуру) ТОиР изделия за срок их эксплуатации с учетом рекомендованных изготовителем видов технических обслуживаний и ремонтов;
■ плановые нормативы потребности ВС и оборудования в техническом обслуживании и ремонте и потребности в материально-технической базе для их выполнения;
■ нормативы трудоемкости и продолжительности выполнения ТО и ремонтов, потребности в запасных частях и материалах (номенклатура и количество), затраты средств на ТО и ремонт по маркам и типам изделий и видам ТоиР;
■ нормативы качества технического обслуживания и ремонта изделий, в частности, их технической готовности, безотказности, долговечности, экономичности и т. д.;
б) структуру, основні организации и оснащение ремонтнообслуживающей базы по назначению и объектам ТОиР с учетом оптимальной концентрации^ специализации производства:
■ распределение работ ТОиР по объектам базы ТОиР;
■ рекомендуемые принципы и способы организации производства, выбор технологических процессов ремонта и организации рабочих мест;
■ нормативно-техническую документацию для организации управления ремонтно-обслуживающим производством;
■ системы оборудования, оснастки и приборов для технического обслуживания, хранения и ремонта машин и оборудования по технологическим процессам: очистки и мойки, разборки и сборки, измерений и контроля, обкатки и испытаний, диагностирования, заправки, хранения и т. д.;
■ методы материально-технического обеспечения ремонтно-обслуживающих производств;
■ систему прогрессивных способов технического обслуживания и ремонта конкретных изделий по их фактической потребности, в зависимости от технического состояния, определяемого диагностированием;
■ разработку принципов управления работоспособностью изделий по их техническому состоянию;
■ организацию слежения за техническим состоянием изделий и их составных частей и обеспечение производства диагностическими средствами;
■ правила назначения ремонтных работ к выполнению по результатам диагностирования.
Выполнение указанных работ осуществляется силами специальных подразделений в имеющихся отраслевых институтах ГА и промышленности на договорных началах или по государственному заказу.
3.4. Разрабатывают структуру и создают на основе нормативов потребные мощности ремонтно-обслуживающей базы с оптимальной концепцией и специализацией производства:
■ обеспечивают ремонтно-обслуживающее предприятие ремонтнотехнологическим оборудованием и оснасткой, метрологическими средствами, а также средствами испытания и контроля изделий и их составных частей при ремонте для внедрения высокого уровня технологии ремонта и обслуживания изделий;
■ разрабатывают методы и средства оценки показателей качества отремонтированной техники, в первую очередь — безотказности и долговечности;
■ создают резервные запасы узлов и агрегатов машин, оборудования, приборов по номенклатуре и в количествах согласно нормативов;
■ разрабатывают перспективные схемы развития и размещения ремонтнообслуживающей отрасли, позволяющие предупреждать и устранять диспропорции между парком эксплуатирующихся изделий и производственными мощностями ремонтно-обслуживающей базы.
4.
Посредники, обслуживающие потребителей ВС и оборудования, выполняют функции по обеспечению эффективной эксплуатации ВС и оборудования в
обслуживаемых предприятиях на основе положений, согласованных с производителями и потребителями.
Они участвуют в разработке требований на ВС и оборудование, в их испытаниях и решении вопросов о поставке на серийное производство, планировании и создании ремонтно-обслуживающей базы, материально-техническом обеспечении обслуживаемой техники, в проведении сложных видов ТО и ремонтов и разработке и производстве ремонтно-технологического и диагностического оборудования.
5. Покупные изделия и ЗИП к ним должны иметь к моменту сдачи эксплуатанту гарантийный срок хранения в соответствии с документацией на эти изделия и комплект ЗИП.
На имущество и ЗИП, поставляемые вместе с ВС, устанавливаются, как правило, гарантийные сроки службы:
на запасные части, инструмент, СНО, приспособления — гарантийный срок службы ВС;
на готовые изделия и запчасти к ним, КПА — гарантийные сроки службы (ресурсы), установленные их поставщиками.